Международный Союз Боевых Искусств
Международный Союз
Боевых Искусств 
+7 (916) 603-77-13
+7 (495) 922-93-39
Москва Старопетровский пр-д 11, к.1
Деятельность МСБИ
  • Основные сведения
  • Наставники
  • Книги экспертов МСБИ
Боевые искусства
  • Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
    • История школы
    • Мон школы
    • Аккредитация Российского представительства школы МДЭР
    • Аттестация
  • Нидэн Рю Будзюцу
    • История школы
    • Аттестация по Нидэн Рю тайдзюцу/кобудзюцу
    • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю
    • Аттестация по Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
  • Каратэ-Дзюцу Ячуо Сэйвадзюку
    • История школы Сэйвадзюку
  • Кенбудзюцу
    • Японский Фонд Гинкенсибу
    • Кенбудзюцу / Сибудзюцу
    • Seiki Ryu Seishyukan Kenbu
  • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
    • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
Обучение
  • Занятия для детей
    • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
    • Спортклуб «На Арбате» (м.Смоленская)
  • Занятия для взрослых
    • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
    • ВИП клуб «Shinken kokoro» (м. Войковская)
  • Индивидуальные занятия
  • Аттестация
    • Аттестация по Нидэн рю тайдзюцу/кобудзюцу
    • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю Кендзюцу
    • Аттестация по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
    • Аттестационная программа Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
  • Повышение квалификации
    • Курсы повышения квалификации для тренеров, преподавателей, инструкторов боевых искусств и восточных единоборств
42-й Тайкай
Мастерский и детский Технический фестиваль по традиционным классическим школам боевых искусств
Мероприятия
Медиа
Стажировка в Японии
    Деятельность МСБИ
    Основные сведения
    Наставники
    Книги экспертов МСБИ
    Боевые искусства
    Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
    • История школы
    • Мон школы
    • Аккредитация Российского представительства школы МДЭР
    • Аттестация
    Нидэн Рю Будзюцу
    • История школы
    • Аттестация по Нидэн Рю тайдзюцу/кобудзюцу
    • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю
    • Аттестация по Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
    Каратэ-Дзюцу Ячуо Сэйвадзюку
    • История школы Сэйвадзюку
    Кенбудзюцу
    • Японский Фонд Гинкенсибу
    • Кенбудзюцу / Сибудзюцу
    • Seiki Ryu Seishyukan Kenbu
    N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
    • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
    Обучение
    Занятия для детей
    • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
    • Спортклуб «На Арбате» (м.Смоленская)
    Занятия для взрослых
    • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
    • ВИП клуб «Shinken kokoro» (м. Войковская)
    Индивидуальные занятия
    Аттестация
    • Аттестация по Нидэн рю тайдзюцу/кобудзюцу
    • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю Кендзюцу
    • Аттестация по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
    • Аттестационная программа Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
    Повышение квалификации
    • Курсы повышения квалификации для тренеров, преподавателей, инструкторов боевых искусств и восточных единоборств
    Мероприятия
    Медиа
    Стажировка в Японии
    Международный Союз Боевых Искусств
    Деятельность МСБИ
    • Основные сведения
    • Наставники
    • Книги экспертов МСБИ
    Боевые искусства
    • Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
      • История школы
      • Мон школы
      • Аккредитация Российского представительства школы МДЭР
      • Аттестация
    • Нидэн Рю Будзюцу
      • История школы
      • Аттестация по Нидэн Рю тайдзюцу/кобудзюцу
      • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю
      • Аттестация по Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
    • Каратэ-Дзюцу Ячуо Сэйвадзюку
      • История школы Сэйвадзюку
    • Кенбудзюцу
      • Японский Фонд Гинкенсибу
      • Кенбудзюцу / Сибудзюцу
      • Seiki Ryu Seishyukan Kenbu
    • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
      • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
    Обучение
    • Занятия для детей
      • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
      • Спортклуб «На Арбате» (м.Смоленская)
    • Занятия для взрослых
      • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
      • ВИП клуб «Shinken kokoro» (м. Войковская)
    • Индивидуальные занятия
    • Аттестация
      • Аттестация по Нидэн рю тайдзюцу/кобудзюцу
      • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю Кендзюцу
      • Аттестация по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
      • Аттестационная программа Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
    • Повышение квалификации
      • Курсы повышения квалификации для тренеров, преподавателей, инструкторов боевых искусств и восточных единоборств
    42-й Тайкай
    Мастерский и детский Технический фестиваль по традиционным классическим школам боевых искусств
    Мероприятия
    Медиа
    Стажировка в Японии
      Международный Союз Боевых Искусств
      • Деятельность МСБИ
        • Назад
        • Деятельность МСБИ
        • Основные сведения
        • Наставники
        • Книги экспертов МСБИ
      • Боевые искусства
        • Назад
        • Боевые искусства
        • Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
          • Назад
          • Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
          • История школы
          • Мон школы
          • Аккредитация Российского представительства школы МДЭР
          • Аттестация
        • Нидэн Рю Будзюцу
          • Назад
          • Нидэн Рю Будзюцу
          • История школы
          • Аттестация по Нидэн Рю тайдзюцу/кобудзюцу
          • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю
          • Аттестация по Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
        • Каратэ-Дзюцу Ячуо Сэйвадзюку
          • Назад
          • Каратэ-Дзюцу Ячуо Сэйвадзюку
          • История школы Сэйвадзюку
        • Кенбудзюцу
          • Назад
          • Кенбудзюцу
          • Японский Фонд Гинкенсибу
          • Кенбудзюцу / Сибудзюцу
          • Seiki Ryu Seishyukan Kenbu
        • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
          • Назад
          • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
          • N.B.S.K. - NIHONTO BUNKA SHINKO KYOKAI. Tokyo.
      • Обучение
        • Назад
        • Обучение
        • Занятия для детей
          • Назад
          • Занятия для детей
          • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
          • Спортклуб «На Арбате» (м.Смоленская)
        • Занятия для взрослых
          • Назад
          • Занятия для взрослых
          • Центральная школа МСБИ (м.Войковская)
          • ВИП клуб «Shinken kokoro» (м. Войковская)
        • Индивидуальные занятия
        • Аттестация
          • Назад
          • Аттестация
          • Аттестация по Нидэн рю тайдзюцу/кобудзюцу
          • Аттестация по Нидэн Рю Нитто Рю Кендзюцу
          • Аттестация по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
          • Аттестационная программа Нидэн рю иайдзюцу/кендзюцу мокуроку (191)
        • Повышение квалификации
          • Назад
          • Повышение квалификации
          • Курсы повышения квалификации для тренеров, преподавателей, инструкторов боевых искусств и восточных единоборств
      • Мероприятия
      • Медиа
      • Стажировка в Японии
      • Мой кабинет
      • +7 (916) 603-77-13
        • Назад
        • Телефоны
        • +7 (916) 603-77-13
        • +7 (495) 922-93-39
        • Заказать звонок
      Москва Старопетровский пр-д 11, к.1
      ictta@ictta.ru
      • Facebook
      • Instagram
      Главная
      Медиацентр
      Статьи
      Самураи

      Самураи

      01 марта 2021
      // Статьи
      Самурай никогда не расставался со своим оружием, кроме тех случаев, когда удостаивался аудиенции у императора или сегуна. Самураи низших рангов обязаны были оставлят катана при входе в резиденцию удельного князя дайме. Мечи всегда оставались в ножнах, так как их обнажение расценивалось как угроза и обычно заканчивалось сертью неосмотрительного самурая. Вассалу под страхом смерти запрещено было под страхом смерти класть меч или копье в том направлении где располагалась резиденция господина.

      Со времен эры богов главный атрибут арсенала самурая - меч являл собой не просто оружие, но дар свыше, одну из священных регалий власти, с поэтичным названием "меч Небесных густых облаков", данный богиней Аматэрасу первому земному правителю.

      На ранних этапах истории Японии меч воина кэн или цуруги был двуручным и тяжелым и носился за спиной, прикрепляясь наискось. Вес и неудобство такого оружия диктовали создание более совершенного его вида. И в период Хэйан (794-1192), ко времени зарождения самураев, такое оружие было изобретено и почти не менялось на протяжении всей истории. По преданию, некий Амакуни, живший в конце VII - начале VIII века, придумал разделить обоюдоострый кэн на две части - так получился японский меч, называемый катана. В более ранние периоды, Яей (200 до РХ - 300) и Ямато, все оружие хранилось на "складе" (особой обособленной постройке) и выдавалось воинам лишь в случае нападения неприятеля или перед военным походом. А уже со времени периода Хэйан, когда жизнь человека всецело зависела от его меча, оружие стали держать дома, располагая его ночью обычно у изголовья - так до него было легче дотянуться.

      С древнейших времен и до наших дней производство мечей всегда было делом священным и скрытым от посторонних глаз. Даже сегодня кузнецы, изготавливающие это оружие, считаются национальным достоянием и, как хранители традиции, получают от государства дотации. В прошлом же эти люди безмерно уважались и почитались почти как культовые личности. Создателями мечей могли быть лица только благородного происхождения. Поскольку мечам придавались магические свойства и присваивались имена, работа всегда начиналась с ритуала очищения кузницы и самого кузнеца. Трудоемкий и крайне сложный процесс ковки мог занимать годы непрерывного труда. Сталь выплавляли из магнитной железной руды и железистых песков, потом полоски металла с различным содержанием углерода накладывали одну на другую, получая тем самым стальной брусок, состоящий из тысяч тончайших слоев. После ковки и закалки производилась шлифовка и полировка, причем окончательной доводкой клинка нередко занимались синтоистские священники. Все стадии изготовления были настолько сложны, что иногда вместе с именем мастера на ручке клинка ставилось имя закальщика или полировщика. Работа считалась законченной после испытания меча на разрубание, которое называлось "пробным ударом" - тамэси-гири. Для пробы меча использовали трупы. В идеале меч должен был с легкостью разрубать три тела, лежащих друг на друге. Иногда тамэси-гири доверяли палачам, приводящим в исполнение смертные приговоры, или, как в период Токугава, специальным агентам. Однажды преступник перед казнью через тамэси-гири сказал палачу: "Если бы я только знал, что умру именно так - я бы наелся камней и напоследок испортил этот великолепный клинок!".

      В зависимости от того, как был выкован клинок, он мог приносить благо и верно служить своему хозяину, или, наоборот, "сам ранил" своего владельца. Чтобы отличить подделку от произведения настоящего мастера, были созданы экспертные комиссии, проверявшие качество и выдававшие сертификат с описанием клинка и его "легендой". В XII веке такие сертификаты поступали к сегуну в количестве всего 100 листов в год. Позже, в эпоху войн и беззакония, когда воинами были едва ли не все жители страны и каждому из них нужно было добыть себе оружие, материальная ценность мечей упала, но они по-прежнему оставались душой самурая, его естественным продолжением. Мечи, стоившие целое состояние, береглись и ценились превыше всего, передаваясь по наследству. На ножнах ставился фамильный герб владельца, а сами они оборачивались в тигровую, оленью или медвежью шкуру для защиты клинка от дождя и снега. В период господства сегунов Асикага (1333-1391) в сословии самураев зародилась традиция ношения двух мечей: большого - катана и малого - вакидзаси. Как правило, кузнецы выковывали оба эти меча сразу в качестве комплекта. Большой имел длину от 63 до 80 см и использовался для ведения боя, малый - от 35 до 60 см - применялся для отрубания трофейных голов и совершения обряда ритуального самоубийства харакири. В ножны катана через гарду вкладывались небольшие ножи - когатана, а также когай. Первый обычно использовали в качестве хозяйственного во время походов или как оружие для метания, второй - в качестве заколки для волос, палочек для еды, его также втыкали в голову убитого врага для определения победителя. В период Сэнгоку ("воюющих провинций") малые мечи вакидзаси могли носить и люди других сословий. Запрет на ношение такого оружия распространялся лишь на внесословных - париев. Некоторые паломники, отправляясь в далекое путешествие, носили в ножнах монеты на покрытие расходов, а в эфесе размещали кисть для письма. 29 августа 1588 года сегун Тоетоми Хидэеси издал указ, получивший в народе название "охота за мечами", призывавший дайме (крупных военных феодалов) конфисковывать находившееся у простого населения оружие, а народ сдавать его, поясняя, что полученный металл пойдет на изготовление болтов и заклепок для отливавшейся в то время статуи Будды. Этот шаг, как и запрет Токугавы Иэясу на ношение мечей лицами не самурайского происхождения, ограничили круг владельцев мечей и четко выделили самураев как сословие.

      Очень важное место в снаряжении воинов с глубокой древности занимали лук и копье (достаточно вспомнить эпизод создания самих Японских островов). Кроме простых копий яри, длина которых достигала 6,5 метра, широко применялись копья, подобные вилам с загнутыми концами, - кумадэ ("медвежья лапа"), трезубцы магари-яри ("изогнутое копье"), у которых боковые лезвия были расположены под прямым углом, содэ-гарами ("цепляющее за рукава") - шест с железным навершием, напоминающим еловые ветки. Особого упоминания заслуживает нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Однако алебарда - это, скорее, топор на шесте, а нагината можно сравнить с мечом на очень длинной ручке. Его острый клинок мог достигать полутораметровой длины. Особое распространение нагината получила у придворных дам сегуа, владеющих искусством молниеносно отражать внезапные нападения на своего господина, а также у монахов-воинов - отдельной военной силы, попортившей немало крови крупным и мелким феодалам. На фотографии 1890 года: японцы в костюмах пехотинцев-"асигару" вооружены катана и нагината.


      Кирилл Самурский

      Назад к списку Следующая статья
      Нужна консультация?
      Подробно расскажем о сроках и стоимости услуг
      Задать вопрос

      Это интересно
      • Проходит набор в детские и взрослые группы дзю-дзюцу, иайдзюцу, кобудзюцу, кемпо-каратэ.
        13 августа 2022
      • План мероприятий МСБИ сентябрь - декабрь 2022 г.
        12 августа 2022
      • 25 июня Мастер-класс по Кэмпо каратэ
        26 июня 2022
      • Призентация книги 18.06.2022
        19 июня 2022
      • Презентация книги Иосифа Линдера
        10 июня 2022
      • Семинар по боевым искусствам в Ростове-на-Дону
        6 июня 2022
      • Презентация новых книг Линдер И.Б.
        3 июня 2022
      • Презентация новых книг Линдер И.Б.
        3 июня 2022
      • Семинар по Кенбудзюцу и Сибудзюцу 28 мая 2022 г.
        28 мая 2022
      • Семинар по Кенбудзюцу и Сибудзюцу 28 мая 2022 г.
        28 мая 2022
      • Иайдзюцу Тайкай 2021
        16 декабря 2021
      • Нидэн Рю Нитто Рю. Уракюдзики 1 - 5. Niden Ryu Nitto Ryu. URAKYUJIKI 1 - 5
        1 апреля 2021
      • МДЭР Иайдзюцу Сэкигути Сэнсей. Тохоиай.
        25 марта 2021
      • Традиции старого Тойде
        18 марта 2021
      • Мастер-класс и аттестация по Нидэн Рю иайдзюцу / кендзюцу и Нидэн Рю тайдзюцу / кобудзюцу.
        13 марта 2021
      • Самураи
        1 марта 2021
      • Иосиф Линдер: "Мир живет в условиях террористической пандемии"
        11 августа 2019
      • Набор в детские группы
        6 августа 2019
      • Диалог о боевых искусствах
        1 февраля 2017
      • Круглый стол Минобрнауки
      Деятельность МСБИ
      Основные сведения
      Наставники
      Книги экспертов МСБИ
      Обучение
      Занятия для детей
      Занятия для взрослых
      Индивидуальные занятия
      Аттестация
      Повышение квалификации
      +7 (916) 603-77-13
      +7 (495) 922-93-39
      Заказать звонок
      Москва Старопетровский пр-д 11, к.1
      ictta@ictta.ru
      Спасибо!
      Страница управления подпиской
      © 2023 МСБИ - Японское представительство в России.

      Юридическим лицом, осуществляющим деятельность Международного Союза Боевых Искусств на территории РФ, является Некоммерческое Партнерство "Группа содействия борьбе с терроризмом - МКТА"

      НП "МКТА"

      ОГРН 1037700056811 ИНН 7715279000