Иссэй Рю Иайдзюцу.
Краткий исторический очерк о создании стилевого направления Ямато Такеру но Микото – принца Такеру из царства Ямато.
История жизни Ямато Такеру но Микото представлена в японских источниках Кодзики (712), Нихон Секи (720), Хитачи но Куни Фудоки (721) Кого Шуи (807) и ряде других повествований.
Ямато Такеру но Микото, (72 – 114 г.н.э.) был внуком 11-го императора Суйсина, сыном 12-го императора Яконии Кэйко, племянником первой верховной жрицы императорского Храма Исэ принцессы Яматохимэ но Микото. Император Суйсин основал храм Исэ и поручил своей дочери стать верховной жрицей этого императорского святилища. Сын Ямато Такеру впоследствии взошёл на японский престол под именем 14-го императора Тюая, а 15-м императором Одзин стал внук легендарного воин …
Ямато Такеру но Миктото является легендарным героем и полководцем в японской мифологии, расширивший владения трона Ямато, покоривший страну Кумасо на острове Кюсю и племена эмиси восточной части острова Хонсю. Со временем Ямато Такеру был включён в божественный пантеон и стал почитаться в Японии как синтоистское божество. Он является главным персонажем многих народных легенд центральной Японии, олицетворением идеального японского военного деятеля древности.
Обладая очень крутым нравом и высокой дееспособностью принц Такеру по заданию своего отца постоянно отправлялся на завоевание соседних народов, которые пока не признали власти Ямато. После каждого успешно выполненного задания принца Ямато Такеру отправляли в следующий военный поход или давали новое сложное секретное задание на грани жизни и смерти.
Ямато Такеру считается в современном понимании основоположником первой оформленной протошколы воинских искусств, дошедшая до 21 века как одна из древних стилистик в рамках традиционной японской школы Нидэн Рю Иайдзюцу, Кобудзюцу, Тайдзюцу. Школа Нидэн Рю сформировала своё учение к 1475 году. В настоящее время школу возглавляет Ямагучи Хироши сэнсэй (1935 г.р.) - 25 глава школы в ранге Сокэ.
В построенной стилистике Ямато Такеру уникальным образом соединились индивидуальные техники работы с древними мечами цуруги и хидзуру, тактика дуэльного противодействия противнику, тактическая работа в составе небольшого строя воинов, религиозная и медитативная практика древних верований, элементы древних военно-тотемных танцев, которые позднее будут оформлены в искусство гинкенсибу.
Мокуроку созданной Ямато Такеру стилистики Иссэй Рю получило наименование по императорскому храму Исэ, первой высшей жрицей которого была родная тётя Ямато Такеру – родная сестра его отца 12-го императока Кэйко. В своё время именно верховная жрица храмма Исэ, принцесса Яматохимэ но Микото снабдила своего племянника Ямато Такеру уникальным «божественным клинком Кусанаги но цуруги», принадлежавшим когда-то родному брату самой верховной богини Аматэрасу…
Дошедшее до нашего времени мокуроку стилевого направления Иссэй Рю Иайдзюцу включает следующие технические комплексы:
01. Tenchi – «блок богов».
02. Мuko – «прямая контратака противника», «атака вперёд».
03. Katsuichimonji sono ichi – «меч жизни» первый вариант исполнения. В ранние исторические периоды эта техника именовалась Satsuichimonji – «меч смерти», но после периода Сэнгоку «древний брутальный смысл» названия был изменён, хотя в первичное значение названия вкладывался смысл смертельного риска для того, кто выполняет технику, сохраняя свою жизнь во благо своей страны.
04. Katsuichimonji sono ni – «меч жизни» второй вариант исполнения. Этот технический комплекс в истории не переименовывался, сохраняя аналогичное историческое значение своего названия – сохранение жизни воину в смертельном поединке во благо своей страны.
05. Shihogiri sono ichi – атака на четыре стороны первый вариант исполнения.
06. Shihogiri sono ni – атака на четыре стороны второй вариант исполнения.
07. Shihobarai – ката-молитва, очищающая пространство и отгоняющая «злых духов» с четырёх сторон.
08. Rokudori sono ichi – «шестиходовое ката» первый вариант.
09. Rokudori sono ni - «шестиходовое ката» второй вариант.
Смысл заложенный в наименовании двух заключительных техник связан с идентификацией числа шесть в японской иероглифике с нулём. Таким образом, мастер, начиная контратакующее ката из шести действий, возвращается в исходную точку пространства, сохраняя свою жизнью. Другое название этих техник – «Гага мау» - полёт мотылька или танец мотылька. Смысл этого названия - очень лёгкое, быстрое и точное выполнение сложной и строгой техники, словно порхание мотылька.
Всего в разделе насчитывается девять ката, что соответствует ассоциации числа как вселенской бесконечности. Ката выполняются с использованием в качестве ведущей как правой, так и левой руки, в правую и в левую стороны, что соответствует классической восточной теории «Ин-Ё» (Инь – Ян).
Практически все представленные в мокуроку ката имеют свою техническую вариативность в исполнении - «хэнкавадза», что значительно расширяет внешне вполне компактный технический арсенал, делая его тактически достаточно разнообразным.
Древняя философская теория трактует, что при полном освоении стилистики из девяти комплексных ката, мастер может создать бесконечное число эффективных техник и постепенно постичь любое военно-тактическое («вселенское») учение.
Действительно, элементы и фрагменты технических действий стилистики, созданной Ямато Такеру но Микото на заре новой эры, практически 2000 лет тому назад, встречаются практически в подавляющем большинстве известных сегодня школ иайдзюцу, иайдо, баттодзюцу, кендзюцу.
Очень вероятно, что сам Ямато Такеру не вкладывал в создаваемые им технические и тактические действия смысл, аналогичный современному представлению о традиционных школах воинских искусств, которые сложились в периоды Муромати и Сэгногу, а в последующий период правления сёгунов семьи Токугава получили разностороннее философское, социальное и техническое развитие. Но, благодаря творческому, интеллектуальному, религиозному, военно-тактическому потенциалу этой легендарной личности в 21-м веке можно стать сопричастными практике этой традиции и иметь возможность практически погрузиться в бесконечность этих древних технических комплексов…
В программе Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) стилистика Иссэй Рю Иайдзюцу отдельным разделом входит в подготовку высших мастеров иайдзюцу школы Нидэн Рю, а также изучается как самостоятельная оригинальная школа с возможностью стилевой аттестации до высших степеней мастеров и наставников по стилистике школе Иссэй Рю Иайдзюцу, созданной разнообразными талантами и творческим упорством легендарного воина Ямато Такеру но Микото.
В 2022 году в рамках полной передачи учения школы Ямагучи Хироши Сокэ назначил главой самостоятельного стилевого направления школы Иссэй Рю Линдер И.Б. в статусе Дзюкучё.