История каждой школы, каждого стилевого направления всегда многогранна, изобилует множеством интересных исторических, философских, социальных фактов, которые важно знать последователям и исследователям школ. Представленная ниже краткая история развития стилевого направления Каратэ Сэйвадзюку связана с именами двух выдающихся мастеров и наставников японского каратэ – Мабуни Кэнва и Ивата Мандзо. Но, как известно, ни один мастер не обходился без опытных, мудрых, строгих и внимательных учителей, которые позволяли личности сформироваться, напитаться техническими, тактическим, философскими и иными навыками и знаниями и стать такими, какими их воспринимает настоящий мир. Поэтому история представляет три основные части.
Первая часть раскрывает факты исторической традиции, доставшейся одному из «отцов» современного каратэ Мабуни Кэнва и его предшественникам.
Вторая часть кратко знакомит с историей одного из наиболее эффективных наставников и организаторов каратэ во второй половине ХХ-го века Ивата Мандзо.
Третья часть повествует об основных этапах и особенностях Каратэ Сэйвадзюку как развиваемого сегодня стилевого направления.
Наставники Мабуни Кэнва.
ЯСУЦУНЕ ИТОСУ
Мастер Итосу родился в 1830 г. в Сюри. Итосу Ясуцуне был учеником двух лучших мастеров своего времени, с 1846 г. у Матсумура Сокон и позднее у мастера Матсумура Косаку. После того как в 1903 г. каратэ получило официальное признание на Окинаве, Итосу стал первым легальным учителем каратэ на острове.
Современники часто называли его "мэйдзин"-гений. Итосу принадлежит заслуга в развитии высокотехнического уровня каратэ и разработка базовых форм Пинан, Канку-Сё, Пассай-Сё. В отличии от Матсумура, которого боялись как обладателя личного стиля, мастер Итосу чувствовал, что постоянно должен доказывать эффективность Сёрин-рю. Без закономерности истинной эффективности, обеспеченной Итосу, Матсумура сэнсэй, скорее всего, остался бы в истории Окинавы как "жестокий человек". Все, кто в то время пытался принизить эффективность Сёрин-рю, получили вызов от Итосу на сколе вызова в Наха. Среди наиболее известных учеников Итосу того периода были такие, как Фунакоси Гитин (Сётокан), Къян Чутоку (Сёбаяси-рю), Мабуни Кэнва (Сито-рю), Тояма Канкэн (Сюдокан). Умер Итосу на Окинаве в 1915 г.
ХИГАОНА КАНРЕ
Мастер Хигаона Канрё родился 10 марта 1853 г. в семье бедного самурая. С раннего детства Хигаона отличался великолепными физическими данными. В возрасте 16 лет он стал учеником окинавского мастера, который изучал кэмпо в китайской провинции Фуцзянь. В 1874 г. при помощи знатного горожанина из Наха по имени Удон Ёсимура, Хигаона прибыл в китайский порт Фучжоу, где была колония окинавских переселенцев. В Фучжоу, где после года скитаний, Хигаона был представлен Рю Рюко, мастеру стиля Южный Шаолинь. Через несколько лет Хигаона Канрё стал старшим учеником Рю Рюко и получил заметную известность в Фучжоу. Обучение Хигаона Канрё в Китае продолжилось в течение 15 лет, после чего уже зрелым мастером он вернулся на Окинаву. Жителей Наха удивляла закалка и огромная сила Хигаона, получившего прозвище "Кэнсэй" - божественный кулак.
Первыми учениками Хигаона на Окинаве были сыновья его покровителя Удон Ёсимура. Занятия были столь успешными, что о них узнали при дворе короля, и вскоре Хигаона получил приглашение от короля Рюкю Сё Тэй приступить к обучению боевым искусствам членов королевской семьи. Авторитет мастера был настолько высок, что постепенно его боевое искусство получило название Наха-тэ. Cтаршим учеником мастера и продолжателем его дела стал Мияги Тёдзун, посвятивший всю свою жизнь развитию искусства Наха-тэ и ставший основателем нового окинавского стиля Годзю-рю. В начале 1916 г. Хигоана заболел, а в октябре в возрасте 63 лет умер. Наиболее известными учениками мастера были Мияги Тёдзун (Годзю-рю), Кёде Дзюхацу (Наха-тэ), Мабуни Кэнва (Сито-рю), Симабуку Татцуо (Иссин-рю).
МАБУНИ КЭНВА родился 14 ноября 1889 г. в городе Сюри острова Окинава. Он был представителем 17-го поколения одного из самых знаменитых кланов, основателем которого являлся Кенио Осиро, величайший воин Королевства Рюкю. В детстве Кенва Мабуни не отличался завидным здоровьем, но под воздействием рассказов родных о своих славных воинах предках он мечтал стать очень сильным и быть достойным славы своей семьи.
В 13 лет, заручившись необходимыми рекомендациями, он был принят в школу знаменитого мастера каратэ Анко Итосу, проживавшего в Сюри. Тренировался Кенва Мабуни очень упорно, каждый день, не пропуская тренировок даже во время тайфунов. Так в течение семи лет он изучал искусство Сюри-каратэ или Сюри-тэ.
Когда Кенва было 20 лет, он начал изучать искусство Наха-тэ у мастера Канрё Хигаонна. Позднее оба эти важнейшие направления каратэ Окинавы легли в основу созданного мастером Мабуни стиля Сито-рю каратэ-до.
После окончания средней школы и службы в армии Кенва Мабуни около 10 лет работал в полиции. В этот период он активно занимался дзюдо и кэндо, поскольку эти виды будо входили в обязательную программу подготовки офицеров полиции. Являясь мастером каратэ, Кенва Мабуни стремился к синтезу достоинств разных видов боевых искусств и созданию универсальной техники.
Работая в полиции и посещая по делам службы различные регионы страны, Кенва Мабуни имел возможность изучать технику и других (помимо Сюри-тэ и Наха-тэ) направлений каратэ, знакомиться с техникой малоизвестных мастеров в самых отдаленных уголках острова. Большое внимание он уделял изучению древнего искусства Рёкан Будо.
Первые десятилетия ХХ века ознаменовались началом широкого распространения каратэ. Знаком его официального признания было включение каратэ в программу обучения префектурных средних школ в качестве отдельной дисциплины в 1910 г. Трудности этого периода заключались в том, что не было единой методики обучения большого количества занимающихся, не были определены приоритеты в подготовке на ученические и мастерские степени. Именно в этот период многие мастера основное значение при обучении придавали физической подготовке и набиванию ударных частей тела при работе с макиварой и выполнении других упражнений.
В эти годы Кенва Мабуни начал преподавать. Он создает секцию каратэ для углубленного изучения этого боевого искусства и активизирует свою деятельность по его популяризации. В этом ему помогли многие известные мастера. На встречах в доме Мабуни, посвященных развитию боевых искусств, неоднократно присутствовали такие мастера, как Гитин Фунакоши, Тёдзу Осиро, Тёсин Тибана, Анбун Токуда, Симпан Дзёма, Сэёто Токумура, Хоко Исикава. В 1918 г. на одной из публичных демонстраций искусства каратэ, которое организовал К. Мабуни, присутствовали принцы Куни и Кахо.
В 1924 г. Кенва Мабуни стал инструктором каратэ сразу в двух учебных заведениях и удостоился чести демонстрировать свое искусство перед принцем Титибу.
В 1925 г. Кенва Мабуни совместно с другими известными мастерами организовал «Окинавский клуб каратэ», что дало возможность осуществить его давнишнюю мечту о создании постоянного додзё для тренировок. Через этот зал прошли такие мастера каратэ, как Юхацу Киода, Тодзюн Мияги, Тёю Мотобу, Тёсин Тибана, Тёмо Ханасиро, Тёдзю Осиро и другие. Кенва Мабуни и Тодзюн Мияги стали постоянными инструкторами клуба.
Основное внимание на тренировках в этот период обращалось на физическую подготовку и практику кумитэ. Ученикам не объяснялись элементы техники, а приемы демонстрировались непосредственно в ходе поединка. Обучение сводилось к многократным повторениям приемов на практике. При этом техника каждого мастера значительно отличалась специфичными индивидуальными чертами.
1927 г. стал переломным в судьбе Кенва Мабуни. В этом году он встретился с Дзигоро Кано, основателем современного дзюдо, прибывшим на Окинаву с целью открытия додзё для занятий дзюдо. Тодзюн Мияги и Кенва Мабуни имели возможность продемонстрировать и разъяснить Дзигоро Кано приемы каратэ. Кано высоко оценил каратэ как вид боевого искусства, сочетающего возможность защиты и нападения, и отметил необходимость его широкого распространения в национальном масштабе. Получив поддержку Д. Кано, Кенва Мабуни принял решение переехать в городе Осака и посвятить себя развитию и распространению каратэ Сито-рю в Японии.
Поскольку каратэ является исконно окинавским искусством, то в первое время после переезда в Осака Кенва Мабуни пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, явившимися следствием неправильного восприятия и трактовки каратэ. К. Мабуни проводил показательные выступления в полицейских участках, высших учебных заведениях и даже в буддийских храмах. Особенно трудными для восприятия массовой аудиторией оказались ката, которые часто называли «кулачным танцем». В целях привлечения интереса массовой аудитории Кенва Мабуни приходилось демонстрировать тамэшивари – разбивание кирпичей и досок, показывая публике силу нового боевого искусства.
Несмотря на все сложности, Кенва Мабуни оставался верен избранному пути. Его титанические усилия увенчались успехом, и в результате в 1931 г. была создана организация «Дай Нихон Каратэ-до Кай», переименованная впоследствии в «Нихон Каратэ-до Кай», которая стала предшественником широко известного ныне современного Сито-кай.
Многие из основателей «Дай Нихон Каратэ-до Кай» были учениками Кенва Мабуни. Они и сегодня составляют ядро Сито-кай в Японской федерации каратэ-до и продолжают передавать боевое искусство Кенва Мабуни своим ученикам.
После Второй мировой войны постепенно стали возрождаться клубы каратэ при колледжах и университетах. Стали проводиться матчевые встречи университетских команд, а вскоре был проведен Национальный чемпионат Японии. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, в которой оказалась Япония после поражения во Второй мировой войне, Кенва Мабуни прилагал большие усилия к восстановлению страны через распространение каратэ, посвящая себя развитию Сито-рю каратэ-до. Он ушел из жизни 23 мая 1952 г., не успев реализовать всех своих планов.
МАНДЗО ИВАТА один из величайших мастеров Сито-рю, обладатель 10-го дана, родился 9 февраля 1924 г. в Токио в семье бизнесмена Ивата Соно, занимавшегося производством чая.
С 6 лет Мандзо стал проявлять интерес к боевым искусствам: дзюдо, кэндо, айкидо, а с 14 лет начал заниматься каратэ.
В 1941 г. Ивата Мандзо поступил в университет Тоё и записался в секцию каратэ, где и встретился со своим главным учителем, основателем школы Сито-рю Мабуни Кенва.
Ивата вспоминал, что Мабуни был очень строг при обучении ката. Он очень подробно объяснял соответствующие особенности и различия между школами Итосу и Хигаонны. Он ничего не изменял и не деформировал в том, что знал, и был очень скрупулезен, стараясь передавать ката в своем первоначальном виде.
С 1943 г., параллельно с каратэ, по совету Мабуни, Ивата начал овладевать техникой кэмпо школы Намбан Сатто-рю, дзё-дзютсу (бой короткой палкой) школы Дайэн-рю и сюрикен-дзютсу (метание дротиков) школы Сингэтсу-рю под руководством 14-го патриарха школы синобидзютсу Кога Рю наставника Фудзиты Сэйко.
В 1944 году Мандзо сдал экзамен на мастерскую степень по каратэ Сито-рю и получил из рук сэнсэя Мабуни черный пояс. В том же году он поступил в Первое училище сухопутных войск в Тоёхаси, готовившее младших офицеров для армии, но на фронт попасть не успел.
В 1945 г. Ивата становится преподавателем каратэ на техническом факультете университета Нихон Дайгаку и вскоре получает звание сихан Сито-рю каратэ-до непосредственно от мастера Мабуни.
Все эти годы Мандзо продолжал учиться у Фудзиты Сэйко. В знак признания его успехов в овладении будо в 1948 г. Фудзита Сэйко вручил ему мастерские лицензии и присвоил звания Сокэ (главы) по школам Намбан Сатто Рю кэмпо и Сингэтсу Рю сюрикен-дзюсту.
В том же году Мандзо стал инструктором в клубе каратэ Инженерной школы при университете Нихон, женился и переехал на жительство в соседнюю со столичной префектуру Сайтама, где открыл собственное предприятие по производству чая.
В 1950 г. Ивата открыл собственное додзё Рэнкукан в Токио в районе Уэно Икэнохата, а с 1951 г. стал работать тренером в клубе каратэ университета Тоё.
В 1956 г., после смерти мастера Мабуни, Ивата Мандзо создает восточный филиал Нихон Каратэ-до Кай - предшественник современной Всеяпонской федерации каратэ-до Сито-Кай и становится его главой.
В 1960 г. Мандзо стал президентом Нихон Каратэ-до Сито-рю Кай Округа Канто.
В 1964 г. Ивата принял деятельное участие в создании межстилевой Всеяпонской федерации каратэ и отделения Сито-кай при ней и стал ее вице-президентом. В немалой степени благодаря его усилиям в том же году родилась и Федерация всеяпонских организаций каратэ (FАJКО).
В 1968 году в качестве представителя Всеяпонской федерации каратэ Ивата Мандзо принял участие в первом международном турнире, проведенном Всемирной ассоциацией каратэ в мексиканской столице Мехико. В 1969 г. он был избран вице-президентом Федерации каратэ префектуры Сайтама и членом технического комитета Всеяпонской федерации каратэ.
Знаком признания высокого личного и тренерского мастерства стало назначение Иваты Мандзо главным тренером сборной Японии в преддверии Первого чемпионата мира по каратэ по версии WUKO, который прошел в 1970 г. в токийском Будокане.
В 1972 г. Ивата Мандзо попал в тяжёлую автокатастрофу и с тяжелейшей травмой головы был отправлен в реанимацию. В течение двух недель он находился без сознания и остался в живых только благодаря имеющемуся у него потенциалу, приобретенному за долгие годы занятий каратэ.
В 1973 г. благодаря усилиям Иваты Мандзо произошло объединение Кансайской и Кантоской штаб-квартир Нихон Каратэ-до Сито-рю Кай в единую организацию – Всеяпонская федерация каратэ-до Сито-кай, которая вошла в качестве коллективного члена во Всеяпонскую федерацию каратэ-до.
Авторитет Иваты был чрезвычайно высок, и после смерти президента Всеяпонской федерации каратэ-до Танаки Эйити в 1980 г. он был избран президентом этой организации. В этом году Ивата Мандзо посетил Советский Союз и провел аттестацию в 75-м Московском филиале Сито-кай, который организовал и возглавил его ближайший ученик Сато Тэцуо.
В 1986 г. Ивата Мандзо стал председателем технического отдела Всеяпонской федерации каратэ-до и оставался им вплоть до 1991 г., когда был вынужден выйти в отставку в связи с ухудшением здоровья. Позднее исполнял обязанности консультанта Федерации.
В 1993 г. заслуги Иваты Мандзо в развитии каратэ были отмечены высшей государственной наградой в сфере боевых искусств – медалью «За выдающиеся заслуги в области будо».
В марте того же года благодаря колоссальной работе мастера Иваты, его коллег и учеников, была создана Всемирная федерация каратэ-до Сито-рю, первым президентом которой был избран наставник Ивата Мандзо.
Жизнь выдающегося мастера каратэ оборвалась 4 июня 1993 г. в 15 часов 29 минут по токийскому времени в результате острой сердечной недостаточности.
СУДЗУКИ СЭНСЭЙ - действующий сегодня дзюкучё каратэ Сэйвадзюку начал заниматься каратэ ещё в школьные годы в 1950-х годах, вступив в небольшую саморегулируемую группу энтузиастов, которая тогда не имела строгой привязки к како-либо школьной стилистике и представляла собой одну из множества групп энтузиастов, развивавших модное в послевоенной Японии каратэ.
Но уже с поступления на первый курс юридического факультета Университета Тоё в самом начале 1960-х годов, Судзуки Сэнсей попадает в клуб каратэ, который курировал легендарный мастер и наставник Ивата Мандзо, а сэмпаем в клубе был студент третьего курса Фукусима Сэнсей. С этого периода начинаются их совместные систематические занятия и крепкая дружба, которая по началу, конечно, полностью соответствовала жестким отношениям сэмпая и кохая в старых японских школах. Фукусима Сэнсей был крайне строгим и требовательным инструктором и всем младшим ученикам, в том числе и Судзуки Сэнсею часто доставалось.
Особенно праздничными были тренировки и семинары, которые проводил наставник Ивата Мандзо. Также крайне ценились выезды в город Осака, где проживала семья Мабуни, для участия в показательных выступлениях, экзаменационных аттестаций и особо важных семинаров.
После завершения университета Фукусима Сэнсей был принят на работу в большую корпорацию «Мэйдзи», направившую его в префектуру Ибараки для развёртывания там представительства. Фукусима Сэнсей арендовал большой склад и открыл там додзё, в котором вначале тренировались только представители корпорации и члены их семей. Именно тогда появилось первое додзё, получившее название «Сэйвадзюку». Это произошло в самом начале 1980-х годов. Постепенно, помимо сотрудников корпорации в додзё стали приходить местные жители и их дети, расширяя представительство нового дзюку.
Наставник Ивата Мандзо кроме каратэ, синобидзюцу, сюрикендзюцу и некоторых направлений кобудо, практиковал ещё «секретное искусство умения убивать по-настоящему», которое называли «Нанбансато». Но из обучаемых у наставника навыкам каратэ учеников только избранным единицам было позволено не просто участвовать в тренировках, но и просто видеть эти занятия. Всё это создавало ещё больший ареол таинственности, загадочности и приобщённости к чему-то необычайному…
При этом у приближенных к наставнику учеников, допущенных к занятиям не только по каратэ, но и по другим направлениям боевых искусств определённым образом менялась или стилизовалась техника выполнения ката и расшифровка ката в системе бункай. Особенно полезными в этой связи оказались обязательные выезда японских студентов на обязательные сельхозработы – аналог советских выездов «на картошку». Только японские студенты помогали собирать не картофель, а зелёный чай. Во время таких выездов была возможность более тесно общаться и тренироваться с наставником.
Группа японских студентов-учеников наставника Ивата Мандзо даже смогла попасть на совместные тренировки с американскими военными и полицейскими, которым преподавал наставник Ивата, что для того времени было крайне редким явлением, т.к. большинство японских мастеров, приглашаемых на американские военные объекты для тренировок военных и полицейских США на территории Японии практически не контактировали с японскими занимающимся и очень, очень редко допускали их в свои додзё. Но наставник Ивата Мандзо смог организовывать подобные совместные тренировки и семинары для взаимного обогащения и возможности общаться в среде своих ближайших учеников.
После окончания университета Судзуки Сэнсей был приглашён своим «старшим братом» по додзё в ту же корпорацию, что и Фукусима Сэнсей, который тут же пригласил своего студенческого друга преподавать в Сэйвадзюку в качестве инструктора в детских и взрослых группах, открыв для него в 1985 году отдельное додзё в рамках Сэйвадзюку в районе Гётоку Сибу, а затем ещё одно додзё в районе Токио.
Фукусима Сэнсей всегда был и остаётся очень социально активным человеком. Он постоянно посещал огромное число мероприятий и часто привлекал в Сэйвадзюку интересных и перспективных инструкторов, преподавателей и талантливых учеников.
Сегодня, не смотря на прекращение активной практики каратэ с самого начала 2010-х годов по состоянию здоровья и передачу техническое руководство Сэйвадзюку второму дзюкутё Судзуки Сэнсею, Фукусима Сэнсей продолжает активную деятельность в руководстве большинства японских организаций по развитию каратэ и является одним из наиболее активных пропагандистов каратэ как возможного олимпийского вида спорта. При этом в основных 5-и додзё Сэйвадзюку в Японии, особенно в префектуре Ибараки сохраняется старый семейный дух занятий и отношений между всеми членами сообщества. Они активно поддерживают друг друга, помогают во всех социальных, образовательных и иных начинаниях друг другу, болеют за успехи своих собратьев по додзё. Важно отметить, что сегодня только очень небольшая часть молодых представителей Сэйвадзюку активно участвует в спортивных мероприятиях по каратэ и не потому, что это запрещено. Основная часть людей, практикующих каратэ Сйвадзюку – это люди более старшей возрастной группы, которая ориентирована на углублённое изучение каратэ Мабуни Кэнва и Ивата Мандзо как направления старой традиционной школы каратэ, перебравшейся с Окинавы на большие японские острова, как культурно-исторического наследия культуры.