История школы относится в глубокой древности. Мы ведём истоки своей школы начиная с периода Камакура через все последующие периоды и эпохи до начала ХVI века, а точнее до 1508 года, когда были в известной мере оформлены итоговые мокуроку Тэнсин Дзигэн Рю Иайдзюцу, ставшие основой для дальнейшего сохранения и развития техники и философии нашей школы и её жизненного учения.
Все прошедшие века школа развивалась в строго закрытом виде, не допуская значительного расширения круга обучаемых. Каждый наставник был обязан строго соблюдать установленные правила преподавания и каждый новый адепт попадал в школу только через систему жёсткого личного отбора, а после прохождения аттестации подписывал обязательства о запрете на преподавание и раскрытие секретов школы посторонним лицам. Только после революции Мэйдзи 1867 года тогдашним руководством школы было принято решение о некотором смягчении режима закрытости, и в начале 1880-х годов школа стала принимать учеников в свои ряды чуть более открыто. Это было сделано для того, чтобы не потерять само учение и технический арсенал школы, т.к. после периода Мэйдзи в японском обществе резко упал интерес к занятиям боевыми искусствами и были потеряны социальные условия для активного развития традиционных школ воинских искусств. В этот период исчезли многие старые школы, т.к. не было подпитки из числа новых учеников, с уходом из жизни прежних наставников школы как культурное явление просто исчезали. Наши наставники приняли решение о более социальном подходе к приёму новых адептов, что позволило школе с минимальными потерями пройти периоды Мэйдзи и Сёва.
В середине ХХ-го века мой дед получил от тогдашнего главы школы Тэнсин Дзигэн Рю разрешение на развитие собственной ветви школы в качестве Дзюкучё. Это стилевое направление он передал своему сыну, моему отцу, а от моего отца учение было передано мне.
При этом учение школы Тэнсин Дзигэн Рю продолжает развиваться и сегодня, его возглавляет сын предыдущего главы школы и мы находимся с ними в дружеских семейных отношениях, как стилевые линии одной древней традиции.
Сам Кавабата сэнсэй с детского возраста 25 лет строго следовал всем требованиям старой школы Тэнсин Дзигэн Рю, а когда ему исполнилось 30 лет, он продолжил развивать стилистику, переданную ему его отцом, оставив школу Тэнсин Дзигэн Рю и полностью переключившись на развитие преподаваемой сегодня стилистики.
При официальном оформлении своей стилистики Кавабата сэнсэй использовал новое названием, которое ещё раньше было согласовано с его отцом. Это было сделано специально, чтобы не происходило смешения, подмены или манипулирования с названием прежней ветвью школы Тэнсин Дзигэн Рю Иайдзюцу.
Школа была зарегистрирована под названием Рюсин Соучи Рю Иайдзюц (Rushin Souchi Ryu Iaijutsu). На промежуточном этапе отец Кавабата сэнсэй именовал свою стилистику Рюсин Дзигэн Рю Иайдзюцу, подчёркивая тем самым линию прямой передачи от Тэнсин Дзигэн Рю. Но Кавабата сэнсэй сделал изменение в названии, придав обновлённому имени школы дополнительный внутренний смысл и обозначив отличия в общей социальной и философской концепции стиля.
В основе философского смысла в названии школы ключевую роль играет «принцип ивы»! Красота и изящество ивы сопряжено с её гибкостью и внутренней стабильностью. Ивовые ветви могут выдерживать огромные нагрузки, сохраняя гибкость не ломаясь под внешним воздействием.
Одновременно в название заложен смысл «сердца, которое нельзя поколебать в любых сложных условиях». Вся получаемая нами интеллектуальная информация воспринимается нашим сердцем, а после того как мы приходим к самым важным жизненным принципам, поколебать наши ощущения и нашу позицию становится уже невозможно. Именно такой комплексный смысловой подход гибкости, пластичности, силы при обучении и душевной стойкости в достижении поставленных целей заложен в обновлённое название школы Рюсин Соучи Рю Иайдзюцу, являющейся продолжением древней традиции Тэнсин Дзигэн Рю.
Технический арсенал школы строится на скоростном искусстве освобождения клинка и нанесения очень быстрого поражающего удара или короткой серии ударов на опережение противника. После наступления эпохи Эдо, когда доспехи стали уходить на второй план, а люди в основном носили повседневную одежду, такой подход к скоростной практике стандартным японским клинком катана или короткими клинками вакидзаси, танто, кодачи позволял сохранить жизнь во внезапно возникающих экстремальных ситуациях. На это делался и делается основной упор в технике школы.
В арсенале школы также сохранились технические элементы и короткие комплексы тайдзюцу (джиу-джитсу) и кемпо, которые совмещены с использованием клинка в противодействии с противником. Но эти элементы являются вспомогательными в общем арсенале школы.
Среди наиболее влиятельных наставников Кавабата сэнсэй выделил мастеров и наставников Уэно Гэнсин сэнсэй и Кимура Такутаро сэнсэй, которые оказали наиболее важное влияние на развитие школы в современном мире.
Наставник Уэно всегда обучал Кавабата сэнсэй правилу «непрерывного движения вперёд, не смотря ни на какие трудности и постоянному техническому и духовному совершенствованию в практикуемом искусстве для достижения высокого и стабильного результата». Этим наставлениям Кавабата сэнсэй следует всю свою жизнь и старается прививать эти принципы своим ученикам и последователям.
Так наставник Кимура Такутаро был одним из приближённых соратников и друзей премьер-министра Японии Ёсида Сигеру и занимал в его правительстве высокую должность вице премьер-министра. При этом Кимура Такутаро сэнсэй имел с Ёсида Сигеру тесные семейные связи, будучи свидетелем на свадьбе своего друга. Они вместе практиковали иайдзюцу и кендо. Но после получения 4-го дана по кендо, наставник Кимура Такутаро не стал получать 5 дан по кендо, полностью сосредоточившись на практике и развитии старой школы иайдзюцу.
Сам Кавабата сэнсэй благодарен наставнику Уэно за глубокие навыки тонкой техники старой школы иайдзюцу, а Кимура сэнсэй обучил его «воспринимать древнее искусство через собственное сердце», углублённо воспринимая учение на интуитивно-духовном уровне.
Конечно, Кавабата сэнсэй не мог не упомянуть своего отца, который возглавлял школу с 1950-х по 1970-е годы и создал и возглавил хомбу додзё школы в районе Асакуса, основав один из важнейших центров развития школы в Токио. При этом отец Кавабата сэнсэй помимо школ Тэнсин Дзигэн Рю и Рюсин Дзигэн Рю Иайдзюцу, активно практиковал Сэкигучи Рю Дзюдзюцу и Годзю Рю Каратэ.
Важно сделать небольшую ремарку. Семья Кавабата на протяжении 16 поколений была связана с семьёй Токугава Иэясу в качестве сотрудников ближней охраны клана Токугава и практически все члены семьи Кавабата были уроженцами Эдо, а после переезда столицы 3-го сёгуната и переименования города в Токио, семья Кавабата практически всегда проживала в районе Асакуса, где у них было собственное поместье.
Сам Кавабата сэнсэй, помимо важных должностей в государственных правительственных структурах Японии и помимо руководства школой Рюсин Соучи Рю Иайдзюцу, в разное время входил с руководящий состав ряда влиятельных японских сообществ по сохранению и развитию традиционных боевых искусств. Так он длительное время занимал пост вице-президента Международной Федерации Боевых Искусств (Kokusai Budoin - IMAF) и несколько периодов избирался в президиум Японского общества старых школ воинских искусств (Nippon Kobudo Kyokai).
Только в начале XXI века было принято решение о постепенном развитии школы за пределами Японии с проведением международных семинаров, выездом высших наставников школы за рубеж для подготовки учеников, мастеров и наставников из разных стран.
Сегодня школа Рюсин Соучи Рю Иайдзюцу развивается во многих странах мира: США, Канада, Мексика, Тайвань, Франция, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Германия, Англия.
В России практику этой школы в 2010-е годы под патронажем известного российского наставника Валерия Скрылёва начали представители Санкт-Петербургской школы Марьенков Андрей и Веселов Андрей, которые в 2019 – 2020 годах успешно сдали аттестационные экзамены на инструкторские степени с правом преподавания школы и открытия додзё школы.
В октябре 2023 года в Токио президент Международный Союз Боевых Искусств (МСБИ) Линдер И.Б. и технический директор школы традиционного боевого искусства Рюсин Соучи Рю Яхаги сэнсэй подписали международный договор о сотрудничестве, включив в договор широкий кругу вопросов межкультурного обмена, образовательных, тренировочных, аттестационных, культурологических, научно-исследовательских программ.
Подписание соглашения курировал действующий патриарх школы, известный политический и общественный деятель Японии господин Кавабата и его ближайший ученик и последователь в статусе «Сокэ» руководитель программ международного развития школы Ватанабэ сэнсэй.
Яхаги сэнсэй к радости наших коллег из Санкт-Петербурга Марьенкова Андрея и Веселова Андрея, практикующих стилистику данной школы, передал мастерские дипломы, которые представители Северной столицы заслужили и успешно подтвердили ещё в 2019 и 2020 году.
В 2023 году представители МСБИ из Москвы и Пензы во время стажировок в Японии неоднократно участвовали в семинарах школы Рюсин Соучи Рю. Японские наставники подтвердили свою готовность продолжать активное сотрудничество в рамках межкультурного обмена для более широкого развития стилевого направления Рюсин Соучи Рю на базе заинтересованных школ, клубов, федераций, союзов с международной аттестацией мастеров и наставников …
В рамках традиционных стажировок МСБИ в Японии обязательно включаются тренировки и мастер-классы школы Рюсин Соучи Рю.