Основатель стиля Хаясидзаки Дзинсуке Сигенобу (Hayashizaki Jinsuke Shigenobu) другое имя (Дзинсукэ Минамото Сигенобу) 1546 – 1621 из Хаясидзаки в префектуре Канагава.
Как гласит легенда, мальчик, живший в эпоху «Эйроку» поклялся отомстить убийцам своего отца и стал изучать искусство владения мечом, став затворником в синтоистском храме Хаясидзаки (Хаяси Модзин) в местечке Окура префектуры Ямагата. В сотый день интенсивных молитв и непрекращающейся практики работы с мечом, во сне пред юношей предстал седовласый старец и явил божественную благодать, обучив особой технике иайдзюцу и позволившей Сигэнобу обобщить приобретенные знания. Особенностью создания новой техники явилось использование техники защиты и нападения мечом «одним движением».
С тех пор она именовалась Хаясидзаки Мусо-рю (Hayashizaki Muso Ryu) - «Школа из сна в Хаясидзаки» или Сигэнобу-рю (Shigenobu Ryu) - «Школа Сигэнобу», которая стала прародителем многих стилей иайдо и иайдзюцу. Это было в 1571 году, когда основателю нового стиля было 25 лет.
Сигенобу осуществил длительное паломничество по многим школам, занимаясь у разных мастеров и собирая разнообразные знания по искусству владения мечом. Например, многое было им почерпнуто и включено в школу у великого мастера того времени Таяма Хейбея – основателя Тояма рю (Toyama Ryu).
Вскоре название созданного Сигенобу стиля стало именоваться - «Синмей Мусо рю» (Shinmei Muso ryu) – «Школа божественной мечты». В различные периоды и в различных документах было использовано несколько иных названий школы, таких как Хаясидзаки рю (Hayasidsaki Ryu) - «Школа Хаясидзаки», Дзюсин рю (Jushin ryu) - «Школа мягкой души» или «Школа доброго божества».
Впоследствии школа Хаясидзаки Сигенобу стала основой для создания многих известных школ и стилей, в частности Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu), Мусо Синдэн Рю (Muso Shinden Ryu) и многих других.
2-м патриархом был человек из Канто: Тамия Хэйбэй Сигемаса, основатель стиля Тамия.
3-й патриарх - Тасумицу Ансэй (Мураку Нюудо Кинросай) из Нагано,
4-й патриарх - Момо Гумбэй Мицусигэ,
5-й патриарх - Арикава Седзаэмон Мунетсугу,
6-й патриарх - Банно Дануэмон Но Йо Нобусада.
Важным в истории продолжения и развития школы стал 7-й патриарх школы – Хасегава Чикараносукэ Хиденобу, имевшему также имя Эйсин. Он одним из первых проанализировал и адаптировал приемы работы с мечом при переходе от формы меча «тати» к форме меча «катана». Кроме того он разработал раздел, который сегодня в доработанной и несколько видоизмененной форме называется «Чудэн Татехидза но бу» (Chuden Tatehiza no bu). Сама школа стала именоваться Хасегава Рю (Hasegawa Ryu), Хасегава Эйсин Рю (Hasegawa Eishin Ryu) или Эйсин Рю (Tishin Ryu) по имени 7-го патриарха, внесшего свой вклад в развитие и совершенствование искусства.
8-й патриарх - Араи Сайтетсу Киенобу.
Следующим патриархом, оставившим большой след в истории был 9-й глава школы Хаваси (Хаяси) Рокудай Моримаса (Мутао Ансэй) (1661-1732), который перенес стиль в княжество Тоса (современная Префектура Кооти). Во второй год Эмпо (1675) 9-й патриарх школы отбыл на службу в княжество Тоса и вскоре там распространился стиль «Эйсин» (Eishin). В этот период школа стала базироваться в Тоса благодаря правящей семье Ямаути, которая взяла школу как военное достояние под покровительство княжеского рода. Высший совет клана признал эффективность школы и важность её изучения для военной элиты клана, а потому было принято решение о запрещении распространения школы за границами Тоса. На протяжении 200 лет, до середины 19-го века княжеский клан правителей Тоса всячески ограждал стиль от посторонних.
Мутао Ансэй также предложил комплекс техник из положения «Сейдза» (Seiza), которые составили основу раздела «Шодэн» (Shoden). Как считается часть этих приемов была создана в стиле Хаваси Кэндзюцу (Hawasi Kenjutsu) известным фехтовальщиком Омори Рокуроцаэмоном из школы Синкаге Рю (Shinkage Ryu). Это было связано с широким распространением ритуала Огасавара Рю (Ogasawara Ryu), который постепенно менял старый ритуал Иссэй Рю (Issei Ryu). Базирование школы в Тоса определило и новое название школы – Тоса Эйсин Рю (Tosa Eishin Ryu).
10-й патриарх - Хаяси Ясутао Сейсо (Ансей)
11-й патриарх - Оогуро (Дайкоку) Мотоэмон Кийокатсу
После смерти 11-го патриарха школы Оогуро Мотоцаэмона школа разделилась на две ветви: Танимура Рю (Tanimura Ryu) и Симомура Рю (Shimomura Ryu) по именам мастеров Танимура Каменодзо Такакатсу и Симомура Сигейти.
12-й патриарх - Хаяси Масау но Йо Масанари (Масуюки Масао, Сейси) - Патриарх стилевого направления Танимара.
12-й патриарх - Матсуйоси Тейсуке Хисанари (Симомура Сигэити) - Патриарх стилевого направления Синомура.
13-й патриарх - Йода Йорикатсу (Мандзо),
14-й патриарх - Хэйяси Яадайи Масайори (Ринъя Тафу Масаеси).
15-й патриарх - Танимура Камэ но Йо Йорикатсу (Камэносукэ Масатака).
16-й патриарх - Гото Магобэй Масасуке (Масааки Сейруо).
Одним из самых важных патриархов школы был 17-й патриарх Оэ Масамичи (Сикей) (1852 -1927). Он родился в Тоса в 1852 году. В молодости Оэ изучал Оэ Кокури Рю (Oe Kokuri Ryu) и Синкаге Рю кэндзюцу (Shinkage Ryu Kenjutsu) наряду с Симомура Эйсин Рю (Shimomura Eishin Ryu). Чуть позднее он изучал Танимура Эйсин Рю (Tanimura Eishin Ryu) под руководством мастера Гото Магобеи. Оэ Масамичи также изучал Эйсин Рю Бодзюцу (Eishin Ryu Bojutsu) под руководством мастера Итагаки Тайсуке. Оэ Масамичи унаследовал лидерство в Танимура-Ха (Tanimura Ha), став её 17-м соке.
Он объединил направления Танимура Ха (Tanimuta Ha) и Симомура Ха (Shimomura Ha), обновив учебные и технические программы. К моменту глобальной реформы школы Оэ Масамичи накопилось почти 160 техник. Они были плохо систематизированы и изучались в школе «по старшинству» - с момента создания каждой техники тем или иным патриархом. Разбивки по смыслу, тактическому применению (бункай) или иным критериям практически не было. Значение многих сложных движений было забыто или сильно искажено. Оэ Масамичи сформировал несколько разделов: Шодэн, выполняемый в положении сейдза, Чудэн в положении татэхидза, Окуиай (Окудэн), раздел Бангай и раздел Кумитачи. Многие повторяющиеся, похожие техники были объединены в сходных разделах по уровням. Дублирующиеся техники были исключены или вошли в специальные разделы, изучаемые отдельно на различных этапах освоения школы. Все эти разделы, созданные Оэ Масамичи, повсеместно практикуются в большинстве направлений и линий школы и сегодня.
При сохранении оригинальных методов работы с мечом, Оэ Масамичи изменил названия определенных техник, чтобы создать взаимопонимание при выполнении определенных технических разделов.
Реорганизованная школа стала именоваться Дзикидэн Эйсин Мусо Рю (Jikiden Eishin Muso Ryu) или в более «гладкой» последовательности иероглифив Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu).
В конце XIX века, будучи обеспокоенными упадком Будо, мастера школы предприняли серьезную попытку распространить стиль княжества Тоса на всю Японию. В трудную для понимания технику стиля Эйсин (Eishin) были привнесены определенные изменения и дополнения, а новый стиль руководства школой позволил воспитать много прекрасных последователей. Первоначальное значение и бункай создателей старых техник был частично утерян или изменен последующими поколениями, создавая еще более запутанную ситуацию. Внесенные Оэ Масамичи и его ближайшими последователями корректировки позволили создать методическую стройность и техническую логику школы на рубеже ХХ века. Дополнялись и обновлялись древние философские принципы школы в рамках изменившейся социальной и философской доктрины. Одним из важнейших принципов, привнесенных Оэ Масамичи в искусство меча было преобразование старого и жесткого по содержанию и смыслу военного принципа «Сатсуджин но кэн» - «Захват круга познания - Захват жизни» в более гуманистический и социально значимый принцип «Катсуджин но кэн» - «Сохранение круга познания - Сохранение жизни».
В 1900 году Оэ стал преподавать кэндо и Эйcин Рю (Eishin Ryu) в Кочи в Дай Ниппон Бутоку Кай и в различных местных школах. В 1924 году Оэ стал вторым человеком, которому после Накаяма Хакудо было присвоено звание Ханси (Hanshi) в Дай Ниппон Бутоку Кай. Оэ Масамичи умер в 1927 году.
Официально Оэ Масамичи не оставил прямого наследника школы и около 20 его ближайших учеников продолжили распространение Мусо Дзикидэн Эйcин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu) за пределами Тоса по всей Японии основав несколько самостоятельных ветвей школы — Ха (Ha). Усилиями Оэ Масамичи иайдо стал официально признанным искусством в рамках традиционного кобудо в 1932 году уже после смерти 17 патриарха.
Основными последователями Оэ Масамичи, создавшими свои линии школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю были:
Яамамото Такудзи – 1886 – 1977
Море Шигеки – 1890 – 1988
Хогияма Намио – 1891 – 1935
Яамамото Харусуке – 1892 – 1978
Харумаса Фукуи – 1894 – 1971
Коно Канемицу – 1896 - 1968
Масаока Катсутане (Кацуми, Иккан) – 1896 – 1973
Яамаучи Тоётаке – 1903 – 1946
Нишикава Баисуи
Кода Морио
Мацуда Эйма
Ямасаки Ясукичи
Наканиши Иваки
Таока Дэн
Йошишиге Суцуки (Суцуэ Йошишиге)
Такемура Сицуо
Сакамото Тосакаи
Уэда Хеитаро
Хотя есть линии школы, ведущие сегодня свою родословную и от других менее известных учеников Оэ Масамичи.
Линия Ямаути Ха (Yamauchi Ha) ведет свою родословную от 2-х ближних учеников Оэ Масамичи: Ямаути Тоётакэ и Коно Канемицу. Последний фактически возглавляя направление школы как более старший по возрасту и опыту наставник, а административные функции правления ветвью школы передал своему товарищу из старой аристократической семьи правителей Тоса - Ямаути Тоётакэ, который до конца своей жизни являлся 18-м патриархом стиля школы. Такая передача преемственности школы по линии княжеского рода правителей Тоса укрепляла принцип «Прямой передачи» техники и принципов школы по линии, которая напрямую курировала и опекала школу на протяжении более 2-х веков.
Ямаути Тоётакэ (1903-1946) - из семьи родовитых аристократов княжеского достоинства, мастер боевых искусств. Другое имя – Ямаути Такадо. Виконт, второй сын Ямаути Тоёи, родился 16 августа 1903 года в районе Микава, Токио. Внук Ёдо - правителя клана Тоса Ямаути Тоёнобу. В детстве жил в городе Коти, учился в средней школе Хайнан и школе высшей ступени Одзу, где преуспел в боевых искусствах и каллиграфии. В 5-й год «Тайсё» (1916 год) наследует титул виконта от старшего брата – Тоёхару. Позднее переезжает в Токио. В 1920 году в неполные 18 лет Ямаути Тоётакэ в Японской Имперской Ассоциации боевых искусств (Nippon Koden Renmei) получает степень Рэнси (соответствует Сихан) по кэндо стиля Ягю Сикагэ Рю (Yagu Shinkage Ryu). Под чутким руководством Оозу Масадзи Сикэй (Оэ Масимичи) 17 главы школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu), становится 18-м патриархом школы и возглавляет направление школы, получившее его имя – Ямаути Ха (Yamauchi Ha). В предвоенное время считался в Японии одним из лучших мастеров меча. Преподавал в профессиональной школе боевых искусств в Киото, группе додзё храма Дзэнцудзи, в школе Мэйбукан в Токио, способствовал распространению школы за пределами Тоса. Совместно с Танида Саити выпустил в 1938 году «Иллюстрированные пояснения к иай». Среди первого поколения «последователей детей»: Кавано (Коно) Канэмицу, Мисато (Санри) Ёсисато, Уно Матадзи, Иносайта Цунэхиро, Оное Масамицу. «Последователи внуки»: Сэкигути Комэй (Такааки), Ямакоси Масаки, Кимура Юкихико, Такахаси Цунору, Камо Дзисаку, Фудзии Кацуко.
Ямаути Тоётакэ состоял в обществах каллиграфии Сангаку (Shingaku) и Рюсаки (Ryusaki). В 1935 году женился на уроженке Хоккайдо Катаиси Асако. В 1945 году был одним из организаторов Всеяпонской лиги нагината, где президентом стала Ямаути Тэйко, проходившая практику под руководством госпожи Сонобэ Хидэо – сокэ стиля Нагината Дзикисин Эйсин Рю (Naginata Jikishin Eishin Ryu).
Старший из его 5 детей Тоётоми живет в Саппоро и является почетным президентом школы Ямаути Рю (Yamauchi Ryu) старого стиля (Корю – Koryu). После окончания войны и последовавшей смерти мужа Асако служила первой женщиной-полицейским на Хоккайдо. Дошла до степени мастера 8 дана по нагината.
Ямаути Тоётакэ скончался в январе 1946 года в возрасте всего 42 лет, он похоронен на кладбище Фудэяма в городе Коти.
После Ямаути Тоётакэ школу в качестве 19-го патриарха возглавил Коно (Кавано) Канемицу. Он был основателем центра Мэйбукан в районе Тасима-Ку в Токио, где впервые после Тоса стали практиковать школу Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu) с боевым мечом - «Синкен» (Shinken).
Коно Канемицу (Kono Kanemitsu) другое имя Киосада (Kiyosada). Родился 17 ноября 1896 года в семье военного (старший сын).
После окончания начальной школы поступил в декабре 1916 года на службу в 44 пехотный полк в Коти. В 1918 г. уволился с военной службы. В мае 1919 г. Коно Канемицу стал полицейским в г. Осака, он активно занимается иайдзюцу и кэндо.
В декабре 1932 г. в качестве преподавателя кэндо Канемицу переведен в полицейское управление в Токио. В апреле1939 г. он основал свое собственное додзе. В 1941 г. Канемицу уволился со службы в полиции и поступил на работу преподавателем кэндо в средней и высшей военно-морской школе, а в следующем году стал по совместительству работать в средней школе Кавамура Гакуин преподавателем кэндо. В августе 1942 г. Коно Канемицу работает одновременно преподавателем дзюкэндзюцу и кэндо в университете «Аояма гакуин», а также в качестве «сихана» (главного наставника) дзюкэндзюцу занимает должность в сухопутных войсках. В августе 1945 г. с окончанием войны Канемицу закончил преподавать в учебных заведениях, он основал свое главное додзе иайдзюцу и унаследовал титул 19-го сокэ Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu). Количество учеников Коно Канемицу к концу его жизни в Японии превышает 800 человек.
25 апреля 1968 в возрасте 71 года Коно Канемицу умер.
После смерти Коно Канемицу стиль школы возглавил новый 20-й патриарх Оноэ Масамицу, возглавлявший школу до 1980 года. Помимо школы иайдзюцу Оноэ Масамицу возглавлял в качестве сокэ одну из закрытых школ Теншин Рю Дзюдзюцу (джиу-джитсу) (Tenshin Ryu jujutsu) - «Школа небесного духа» в качестве 19 соке школы, в которой были официально признаны всего несколько ближайших учеников - Учи дэши (uchi deshi), которым он преподавал как иайдзюцу, так и дзюдзюцу (джиу-джитсу). Основной массе учеников и последователей Оноэ Масамицу преподавал только Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso jikiden Eishin Ryu), не раскрывая в бункае ката иайдзюцу техник дзюдзюцу (джиу-джитсу). По линии дзюдзюцу (джиу-джитсу) учителем Масамицу был мастер Уэно (Ueno) из района Фунобаси (Funobasi) префектуры Чиба (Chiba). Оноэ Масамицу активно практиковал дзюдзюцу (джиу-джитсу), каратэ школы Кинджо Рю (Kinjo Ryu), иайдзюцу, кендо. Похоронен Оноэ Масамицу в соответствие со своим завещанием в городе Ямагата.
В 1980 году Оноэ Масамицу собрал ближайших учеников (учи дэши) и передал руководство школой Секигути Такааки (Комей), который стал 21-м патриархом в данном стиле школы Мусо Дзикидэн Эйшин Рю (Muso jikiden Eishin Ryu). При ритуале передачи наследия в школе присутствовали все старшие наставники и ближайшие ученики Оноэ Масамицу, в том числе и Кацуко Фудзии (Kazuko Fujii) 9 дан – нынешний Исполнительный Директор школы Комей Дзюку (Komei Juku) и ближайшая помощница Секигути сенсея.
Такааки Секигути (Секигучи). Как 21-й Глава школы, использует имя Комей (Komei Sekiguchi). Секигути Комей родился: 20-го Марта 1946 года в городе Ханюу (Hanyu), префектуры Сайтама (Saitama). С юношеского возраста Секигути Комей практиковал дзюдо, кэндо и каратэ, и продолжительное время тренировался в этих искусствах, а также входил в ближний круг Оноэ Масамицу, изучая внутренние техники дзюдзюцу (джиу-джитсу).
Секигути открыл главный зал (додзе) Мейбукан (Meibukan Muso Jikiden Eishin Ryu) в районе Токио Минами Нагасаки (Minami Nagasaki) под управлением тогдашнего 20-го патриарха Масамицу Оноэ (Masamitsu Onoe), где долгое время самостоятельно практиковал иайдзюцу.
Продолжительно время Секигути Комей практикует Японское Кобудо Иайдзюцу (Nihon Kobudo Iaijutsu). Это искусство позволяет мастеру в перспективе разрабатывать свой собственный стиль и стилевые символы школы, укрепляя военный дух посредством интенсивной и долговременной подготовки в использовании реальных боевых мечей, не нанося при этом повреждений партнерам и ученикам.
После очень долгих интенсивных тренировок в Мейбукан (Meibukan) в 1980 с одобрения и согласия 20-го патриарха школы, Масамицу Оноэ (Masamitsu Onoe) Секигути Комей в возрасте 34 лет был назначен 21-м патриархом школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха (Muso Jikiden Eishin Ryu Yamauchi Ha) с правом создания своего стилевого направления, которое стало именоваться Комей Дзюку (Komei Juku).
Секигути Комей имеет официальные верительные грамоты и государственную регистрацию:
- 21-й патриарх школы, Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха (Muso Jikiden Eishin Ryu Yamauchi Ha)
- Глава школы Комей Дзюку Иайдо (Komei Juku laido)
- Президент Штаб-квартиры Международной Ассоциации Иайдо (International Iaido Association)
- Президент и руководитель Штаб-квариры Японской Ассоциации традиционного боевого искусства иайдо (Nihon Koden Bujutsu laido Renmei)
- Действительный Член Японского Института традиционных боевых искусств (Nihon Budokan)
- Действительный член Президиума Японского Общества Старых Боевых Искусств (Nippon Kobudo Kyokai). До этого Секигути Комей возглавлял эту организацию на протяжении 12 лет.